Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования подготовил и направляет методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации.
Заместитель директора
Е.Л. Низиенко
Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации
Методические рекомендации по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Российской Федерации (далее — Методические рекомендации) разработаны во исполнение протокола заседания Национального антитеррористического комитета от 05.07.2007 N 8, а также соответствующих предложений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Целью настоящих Методических рекомендаций является определение методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных, научных учреждений и организаций Российской Федерации, способствующих переходу к более результативным моделям регионального и муниципального управления в части безопасности.
Для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений и организаций, рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, организовать подготовку и повышение квалификации всех категорий педагогических работников образовательных учреждений.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает следующим требованиям:
- наличие периметрального ограждения и освещения территории;
- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
- наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;
- определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.
Рекомендуется ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году согласно формам, направленным письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12.03.2008 N АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 07.06.2008 N 03-1309. Считать антитеррористическую защищенность образовательного объекта одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, рекомендуется при проведении мероприятий по надзору и контролю в отношении образовательных учреждений осуществлять анализ деятельности образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, в том числе наличие локальных актов образовательного учреждения, регламентирующих действия персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций.
При проведении соответствующих мер по антитеррористической защищенности субъекту РФ рекомендуется осуществить разграничение образовательных, научных учреждений и организаций по категориям с учетом степени их террористической уязвимости. Определить субъекты, обеспечивающие их безопасность, установить для каждой категории соответствующий уровень защиты, определяемый спецификой организационных, охранных, режимных и иных мер.
Результаты проведения мероприятий, обозначенные настоящими Методическими рекомендациями, позволят определить зоны, требующие приоритетного внимания региональных органов и органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по снижению неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и т.д.).